В каких случаях необходимо предоставлять доверенность в ИФНС и заполнять Сообщение о представительстве в системе Контур.Экстерн?
Доверенность составляют и предоставляют те организации, отчеты которых подписываются ЭЦП Уполномоченного представителя (не руководителем организации).
Законный представитель налогоплательщика (согласно п.1 ст.27 главы 4 НК РФ) - это:
  • руководитель организации (для налогоплательщиков – юридических лиц);
  • индивидуальный предприниматель.
  • eполномоченный представитель (согласно п.1 ст.29 главы 4 НК РФ) - это:
  • юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги по подготовке и отправке отчетности;
  • сотрудник организации, не являющийся ее законным представителем, т.е. руководителем (например, бухгалтер).
Где можно взять бланк доверенности и каким способом можно передать ее в ИФНС?
Утвержденных форм доверенностей на текущий момент нет. Основные требования к содержанию, срок действия и основания для прекращения доверенности регулируются статьями 185-189 Гражданского кодекса РФ. Посмотреть образцы доверенностей, которые разработала компания СКБ Контур, можно на сайте www.kontur-extern.ru (раздел Техподдержка - Вопросы и ответы - набрать в поиске "Примеры доверенностей").

Перечень полномочий, которые необходимо указать в Доверенности и Сообщении о представительстве, налогоплательщик определяет самостоятельно. Полный перечень полномочий указан в Сообщении о представительстве – Раздел «Уполномоченный представитель».

Доверенность на бумаге с печатью и подписью (либо ее копию) необходимо передать в ИФНС по месту регистрации и обслуживания налогоплательщика ЗАБЛАГОВРЕМЕННО ДО ОТПРАВКИ ОТЧЕТНОСТИ! Передать доверенность на бумаге можно тремя способами:
  • принести лично;
  • отправить почтой с описью вложения;
  • через уполномоченного представителя.
Доверенность может быть передана в налоговый орган в электронном виде по ТКС - скан как вложение к письму, через сервис Письма в системе Контур.Экстерн. Скан должен быть черно-белым изображением с разрешением не менее 150 и не более 300 точек на дюйм и подписан квалифицированной электронной подписью. При этом одновременное представление на бумаге не требуется. Подробно в письме ФНС РФ от 06.09.2016 N ОА-4-17/16629@. Налогоплательщику необходимо самостоятельно убедиться в том, что инспекция получила (зарегистрировала) письмо!

ВАЖНО С июля 2017 года на письма, со сканами доверенностей, подписанные ЭП УП, может поступить отказ: "Ваше обращение не принято к обработке, файл должен быть подписан усиленной квалифицированной электронной подписью лица, выдавшего доверенность." Данный отказ связан с письмом ФНС АС-4-6/15495, в котором сказано, что: "доверенность может быть передана в налоговый орган в электронном виде по ТКС, в этом случае файл должен быть подписан усиленной квалифицированной электронной подписью лица, выдавшего доверенность." . Таким образом многие налоговые не принимают сканы доверенностей по ТКС через УП подписанные ЭП самого УП. Если абоненту поступил такой отказ, то он либо передает доверенность на бумаге (см. выше), либо получает ЭП на лицо (ЮЛ/ИП в лице директора), которое выдало доверенность и отправляют скан письма с данной ЭП. Все дополнительные вопросы, по данному поводу, адресовать напрямую в ФНС.

В соответствии с Приложением 1 к Приказу ФНС России от 23.04.2010 № ММВ-7-6/200@ «Об утверждении информационного ресурса «Доверенность»:
Доверенность, заверенная ответственным лицом (нотариусом, руководителем организации, индивидуальным предпринимателем), может быть представлена в налоговый орган лично, по почте или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи. Заверенная доверенность (копия в виде сканированного образа бумажного вида доверенности) должна быть направлена в ИФНС по месту постановки на учет налогоплательщика, постановки на учет обособленных подразделений, объектов налогообложения или иным основаниям. Доверенность на бумажном носителе (копия в виде сканированного образа бумажного вида доверенности) направляется в налоговый орган до осуществления уполномоченным представителем своих функций.
Как правильно заполнить Сообщение о представительстве в системе Контур.Экстерн?
При попытке отправить отчет в системе Контур.Экстерн появляется ошибка, что нужно заполнить доверенность/сообщение о представительстве.
Для заполнения доверенности необходимо перейти в меню Реквизиты и настройки / Доверенность. Сама доверенность доступна для заполнения в том случае, когда не руководитель подписывает отчетность.
У организации на обслуживании есть возможность выбрать в качестве подписанта либо своего сотрудника, либо сотрудника обслуживающей бухгалтерии. У головной организации - только своего сотрудника.
Заполнить доверенность можно по ссылке Изменить доверенность. При этом откроется лайтбокс. Принцип заполнения доверенности похож на принцип заполнения сообщения о представительстве (СоП).

1) Для начала необходимо указать, от кого получена доверенность (в СоПе - раздел Представительство):
от организации для обслуживающей бухгалтерии или головного филиала / от директора организации главному бухгалтеру или другому сотрудника (это самая распространенная ситуация:
  • заполняется, когда Доверитель совпадает с Представляемым лицом);
  • от законного представителя (например, внешний управляющий, опекун);
  • от уполномоченного представителя (заполняется в случаях передоверия полномочий другому лицу на основании права передоверия, прописанного в доверенности).

2) Далее укажите реквизиты доверенности: номер, дату выдачи доверенности и дату окончания действия доверенности. Если срок в самой доверенности не указан, она сохраняет силу в течение года со дня ее совершения, а в сообщении о представительстве дата окончания не проставляется (см. ст. 186 Гражданского кодекса РФ). Бессрочной доверенность быть не может (Гражданский кодекс не ввел такого понятия), просто в качестве срока окончания может быть проставлен любой год.

3) Кем выдана доверенность - за кого сдается отчетность (в СоПе - раздел Представляемое лицо). Этот раздел заполняется автоматически: данные подтягиваются из реквизитов плательщика (РП) текущей учетной записи (поля "Полное наименование" и "Руководитель").

4) Кому выдается доверенность - кто сдает отчетность (в СоПе - раздел Уполномоченный представитель). Этот раздел также заполняется автоматически в зависимости от того, кто является подписантом. Если выбран "Сотрудник организации (не руководитель)", то данные подтянем из РП организации на обслуживании (поле "Кто подписывает отчеты в ФНС"). Если выбран "Сотрудник обслуживающей бухгалтерии или головного филиала", то наименование организации подтянем из РП головной организации, в качестве подписанта возьмем того, кто указан в поле "Кто подписывает отчеты в ФНС" текущей УЗ. Здесь же необходимо указать, какими полномочиями обладает уполномоченный представитель. При выборе признака "Полные полномочия" все остальные пункты становятся неактивными. Признак области полномочий проставляется в зависимости от того, что указано в бумажной доверенности. Актуальный перечень полномочий размещается в виде справочника на Интернет-сайте ФГУП ГНИВЦ ФНС России: www.gnivc.ru => Информационное обеспечение => Классификаторы и справочники => Справочник полномочий, представителя налогоплательщика (СППР).

5) Далее необходимо указать, заверена доверенность нотариусом (или нотариальной конторой) или нет - аналог раздела Удостоверитель в СоПе. ИП должны заполнить этот раздел обязательно.