Соблюдать 115-ФЗ обязаны не только банки, но и ИП, фирмы и самозанятые, оказывающие бухгалтерские услуги. Эксперты финтеха в Контуре подготовили памятку: как избежать вопросов от банка по платежам клиентов и что делать, если запрос все-таки поступил. Это простые рекомендации для всех, кто ведет бухучет или консультирует по бухгалтерским вопросам.
6 правил безопасных платежей: как не вызывать вопросы у банка
1.Указывайте назначение платежа в соответствии с ОКВЭД из ЕГРЮЛ/ИП
Выглядит подозрительно, если у вашего клиента основной код вида деятельности — парикмахерская, а платеж клиент выставил за фрукты
Выглядит подозрительно, если у вашего клиента основной код вида деятельности — парикмахерская, а платеж клиент выставил за фрукты
2.Указывайте в платежах детали и суть деятельности
«Акт (счёт) от 11.01.25 № 3, оплата за металлические скобы по договору от 18.05.24 №3. НДС 20%» — понятно и отражает суть платежа
«Акт (счёт) от 11.01.25 № 3, оплата за металлические скобы по договору от 18.05.24 №3. НДС 20%» — понятно и отражает суть платежа
3.Проверяйте клиентов через Контур.Фокус или другие сервисы*
Банк заинтересуется платежом, который отправили или получили от нового контрагента для клиента. Проверяйте заранее, кому собираетесь платить и от кого планируете получить перевод
Банк заинтересуется платежом, который отправили или получили от нового контрагента для клиента. Проверяйте заранее, кому собираетесь платить и от кого планируете получить перевод
4.Правильно оформляйте платежи за третьих лиц
Не пишите в назначении платежа «Оплата за кого-то» — банк попросит заполнить анкету выгодоприобретателя. Вместо «за Иванова» лучше писать «Оплата гаража, собственник Иванов» или не указывать ФИО
Не пишите в назначении платежа «Оплата за кого-то» — банк попросит заполнить анкету выгодоприобретателя. Вместо «за Иванова» лучше писать «Оплата гаража, собственник Иванов» или не указывать ФИО
5.Избегайте физлиц в назначении платежа
Банки обязаны сверяться с перечнем террористов и экстремистов, а для полной сверки в платёжке не хватит реквизитов. Вместо «Турист Кошечкин» пишите «Туристы по договору (№ и дата договора)»
Банки обязаны сверяться с перечнем террористов и экстремистов, а для полной сверки в платёжке не хватит реквизитов. Вместо «Турист Кошечкин» пишите «Туристы по договору (№ и дата договора)»
6.Воздержитесь от платежей на «красных» по ЗСК контрагентов
Есть риск, что «красный» клиент не сможет платить контрагентам из-за возможной блокировки счёта. Вы сможете вернуть деньги только после исключения такого контрагента из ЕГРЮЛ и в случае его доброй воли
Есть риск, что «красный» клиент не сможет платить контрагентам из-за возможной блокировки счёта. Вы сможете вернуть деньги только после исключения такого контрагента из ЕГРЮЛ и в случае его доброй воли
6 правил при получении запроса от банка: как не попасть в список 764-П
Список 764-П содержит обобщенную информацию о клиентах банков, совершавших подозрительные операции. Клиенты из этого списка имеют повышенный уровень риска, и банки вынуждены чаще и тщательнее проверять их платежи.
1.Избегайте платежёк контрагентов из запроса
Если в запросе от банка есть список контрагентов — лучше на них не платить. Банк может официально приостановить операцию. Это негативно скажется на деловой репутации клиента
Если в запросе от банка есть список контрагентов — лучше на них не платить. Банк может официально приостановить операцию. Это негативно скажется на деловой репутации клиента
2.Предупредите контрагентов временно не выставлять платежки в банк, отправивший запрос
Банк может приостановить платежи, в том числе входящие, если усомнится в их прозрачности
Банк может приостановить платежи, в том числе входящие, если усомнится в их прозрачности
3.Отслеживайте время прохождения платежа
Если обычно платёжка выходит из банка через час, а в этот раз не проходит больше 4-6 часов, лучше свяжитесь с банком. Если у банка есть сомнения, отзовите платёжку самостоятельно
Если обычно платёжка выходит из банка через час, а в этот раз не проходит больше 4-6 часов, лучше свяжитесь с банком. Если у банка есть сомнения, отзовите платёжку самостоятельно
4.Мониторьте наличие запросов от банка ежедневно
Банк может направить запрос со сроком ответа в одни сутки. Регулярный мониторинг позволит вовремя отследить запрос, отозвать платёжки и собрать нужные документы
Банк может направить запрос со сроком ответа в одни сутки. Регулярный мониторинг позволит вовремя отследить запрос, отозвать платёжки и собрать нужные документы
5.Предоставляйте запрошенные документы в срок
Не получив документы вовремя, банк может начать процедуру отказа, приостановить платеж или отказать в его проведении. Информацию увидят и другие банки, что скажется на деловой репутации клиента
Не получив документы вовремя, банк может начать процедуру отказа, приостановить платеж или отказать в его проведении. Информацию увидят и другие банки, что скажется на деловой репутации клиента
6.Инициируйте процедуру реабилитации
Получив уведомление о приостановке или отказе в платежах, свяжитесь с банком. Когда вы устраните основания для отказа, об этом узнают другие банки, и репутация клиента будет восстановлена
Получив уведомление о приостановке или отказе в платежах, свяжитесь с банком. Когда вы устраните основания для отказа, об этом узнают другие банки, и репутация клиента будет восстановлена
Откройте счёт в Контур.Банке. А мы будем оберегать вас от сложностей со 115 ФЗ: предупредим о возможных рисках и расскажем, что делать в случае запроса документов