С осени 2023 года в вопросах применения ЭЦП на предприятиях грядут значительные изменения. Раньше организация могла получить электронную подпись на свое имя и передать право на ее использование уполномоченному должностному лицу. С 01 сентября 2023 года такое положение утрачивает силу — на каждого сотрудника оформляется личная ЭЦП, использование которой для подписания документов предприятия-работодателя осуществляется на основании машиночитаемой доверенности.
Перейти на новый формат работы и получить подписи для всех уполномоченных лиц все желающие могли еще с начала года. Однако до настоящего времени многие руководители продолжают работать «по старинке», передавая свою подпись подчиненным для заверения документов. Они полагают, что такое решение проще и удобнее, а на деле подвергают себя и свое предприятие неоправданному риску.
Почему руководителю не рекомендуется передавать свою подпись сотрудникам
Разберем, какие неприятности может доставить компании столь неудачное решение:
Прежде всего, передача ЭЦП посторонним идет вразрез с положением ст.10 закона № 63-ФЗ «Об электронной подписи». За нарушение этого правила не предусмотрено финансовых санкций. Однако неприятности, которые может иметь данное действие, будут куда серьезнее самого крупного штрафа.
Ответственность за содержание документов, подписанных ЭЦП руководителя, несет только владелец подписи. Так, допущенная главбухом ошибка в декларации, которая стала причиной недоимки, будет рассматриваться ФНС как грубое нарушение со стороны директора компании, и на его имя будут выписаны штрафы и пеня. А если сумма окажется значительной, скрывая под собой явное злоупотребление, незадачливому руководителю придется отвечать перед Законом в суде.
Доступ к электронной подписи директора может открыть для неблагонадежных сотрудников путь к масштабным махинациям. Подписанные ими документы будет непросто оспорить – факт постановки подписи налицо, а подтвердить, что ЭЦП оказалась в руках мошенника, практически нереально.
Если судебное разбирательство установит, что ЭЦП руководителя использовалась в мошеннических целях, подписанные документы могут признать недействительными. Такое решение изрядно подпортит репутацию компании, а также доставит немало неудобств ее контрагентам, уже успевшим провести данные по учетной базе.
Кроме подчиненных, некоторые руководители готовы предоставить свою ЭЦП для подписания документов сторонним лицам – бухгалтерам на аутсорсинге, торговым представителям и т.д. Такой вариант также нежелателен:
За маской благонадежного специалиста может скрываться лицо с сомнительными намерениями. И чужая подпись в его руках приведет к появлению десятков подложных сведений.
По реквизитам ЭЦП можно уточнить, на каком компьютере составлен и заверен документ. Возможно, это будет ПК компании-аутсорсера, и сотрудники ФНС увидят, что с одной и той же машины отправляются отчеты за разными подписями. Это вызовет у них вполне понятное недоумение, что повлечет за собой многочисленные проверки. И руководителю, доверившему свою подпись посторонним, придется доказывать отсутствие противозаконных намерений – сговоров с партнерами, попыток раздробить бизнес для уклонения от налогообложения и т.д.
А если директор уволился?
Использовать подпись покинувшего пост должностного лица недопустимо по нескольким причинам:
Если произойдет списание средств со счета компании вследствие мошеннических действий бывшего директора, предприятие не сможет добиться отмены совершенных операций. Для банка это риск, связанный с нарушением конфиденциальности ЭП по вине клиента, по которому не предусмотрены какие-либо обязательства и компенсации.
Заверение документов по госзакупкам недействительной подписью бывшего руководителя, утратившего свои полномочия, лишит их юридической силы и фактически уничтожит деловую репутацию предприятия.
Отчеты в налоговую, заверенные «старой» подписью, могут быть признаны недействительными. Результат – штрафы за просрочку и пени за образовавшиеся недоимки.
Важно: если «старая» подпись будет проставлена на противозаконных документах без ведома ее настоящего владельца, именно он будет признан виновным в противоправных действиях. И доказать, что ЭЦП нелегально использовалась посторонними лицами, будет крайне сложно.
Что же делать?
Единственно верное решение на сегодняшний день – прислушаться к требованиям законодательства и заняться оформлением ЭЦП на каждого уполномоченного сотрудника. В обязательном порядке электронная подпись физического лица необходима для:
специалиста по кадровому учету для оформления электронных трудовых книжек, больничных, отчетов в СФР и других документов в системе ЭДО;
бухгалтера, занятого составлением и подачей отчетности в ФНС, Росстат, СФР, а также для специалистов на «первичке» и ведущих учет расчетов с контрагентами;
юриста, занятого оформлением договоров, ведением претензионной работы и перепиской с судебными органами, получением лицензий и регистрацией сделок;
специалиста по тендерам, оформляющего документы по госзакупкам.
Руководитель компании подписывает документацию подписью, полученной в ФНС или у доверенных лиц, как Контур. Она создается в единственном экземпляре, не предусматривает возможность копирования или многократного дублирования для передачи третьим лицам.
Обратите внимание: специалисты на аутсорсинге подписывают документы компании-клиента только собственной ЭЦП. Право на заверение бумаг предприятия делегируется при оформлении доверенности на имя уполномоченного лица. Доверенность составляется с учетом требований государственных контролирующих органов, получающих отчетную документацию. Как оформить доверенность в электронном виде рассматриваем в статье.
Для получения ЭЦП физического лица необходимо обратиться в аккредитованный удостоверяющий центр. На рассмотрение его сотрудникам передаются паспорт будущего владельца, его номер СНИЛС и ИНН, а также заявление на выпуск квалифицированной электронной подписи. Выпуск подписи обычно осуществляется в течение рабочего дня.
Остались вопросы? Ведущие специалисты «Контур Кузбасс» охотно проконсультируют вас по всем законодательным аспектам использования электронной подписи в настоящее время и с 01 сентября 2023 года.